Последствия возгорания были бы не столь плачевными, будь дом оснащен
современными системами безопасности, а МЧС – техникой для тушения
пожаров на высоте 25 и более этажей. Однако в настоящее время в Москве
возводятся небоскребы по 85 этажей и выше – причем в отсутствие
строительных норм и правил (СНиПов) и технических регламентов.
Разработка последних была поручена Департаменту Минрегионразвития по
строительству и ЖКХ, который до сих пор не разработал ни одного
регламента. И неясно, разработает ли. Как заявил RBC daily источник в
департаменте, "в понедельник ожидается смена кадрового состава – будут
уволены последние оставшиеся в департаменте специалисты, которые могли
бы разработать технические регламенты для небоскребов".
То, сколько опасности в чрезвычайных ситуациях таят в себе высотные
здания, наглядно продемонстрировал пожар на последнем этаже 25-этажного
дома во 2-м Сетуньском проезде в Москве. В результате пожара погибли
три человека, еще пять были доставлены в больницу с тяжелыми ожогами.
Этот пожар – не единственный, в котором погибли люди. Но в большинстве
случаев службы спасения и правоохранительные органы делают все
возможное, чтобы о пострадавших в СМИ попало как можно меньше
информации. О самой страшной стороне катастроф предпочитают умалчивать.
В случае пожара во 2-м Сетуньском проезде бригада спасателей в течение
трех часов не могла приступить к тушению огня и спасению людей из-за
недостатка необходимой техники. Да и само здание не препятствовало
распространению огня – там не было автоматически блокирующихся дверей,
огнеупорных стен и помещений.
Между тем 25 этажей – это самая "маленькая" из возможных высоток.
Только за период с сентября 2004 по октябрь 2005 года в Москве начато
строительство более 100 объектов высотой от 100 до 350 м (85 этажей).
Вопрос о том, какие системы безопасности в них установить, решают сами
застройщики, так как государственных нормативов в данной сфере не
существует. Раньше государство не допускало подобной самодеятельности:
в Советском Союзе все дома строили в соответствии с жесткими СНиПами.
Но для 30-этажных и более высоких башен СНиПов не существовало, так как
таких просто не строили. С тех пор ситуация кардинально изменилась:
столичные власти утвердили программу "Новое кольцо Москвы", которая
предполагает возведение в столице 40 высоток. Две из них в рамках
данной программы уже построены, как и ряд небоскребов в рамках
независимых проектов девелоперов.
Законотворцы объявили СНиПы для высоток документами добровольного
применения. Также был принят закон "О лицензировании", который с 2007
года упраздняет лицензирование строительной деятельности, заменяя
лицензию обязательными для выполнения техническими регламентами.
Разработкой последних должен был заняться Департамент по строительству
и ЖКХ, входящий в Минрегионразвития. По данным департамента, по
состоянию на 1 октября этого года ни один из регламентов не
разрабатывался. Причину того, что государство не создало и не создает
нормативы для высотных зданий, очень опасных в случае ЧП для своих
обитателей, эксперты и сами госслужащие видят в том, что государству
это не нужно. "Высотки – жилье дорогое, а не массовое. Инициатива о
создании необходимых технических регламентов должна исходить от тех,
кто их строит", – заявил RBC daily заместитель генерального директора
Департамента Минрегионразвития по строительству и ЖКХ Валерий Давыдов.
Однако "те, кто строит", предпочитают изобретать ноу-хау и
руководствоваться в своей работе опытом зарубежных коллег. Правда, за
границей – в Европе, Юго-Восточной Азии и Америке – существуют
стандартные требования, предъявляемые к высотным зданиям. У нас же "нет
и не было единых норм по высотным зданиям, поэтому для каждой высотки
нормы пишутся индивидуальные", – резюмирует директор по строительству
башни "Федерация" в "Москве-Сити" Артур Александров. К слову,
"Федерация" должна стать самой высокой башней в Европе. По мнению
генерального директора компании "АРТ-Билдинг" Андрея Анохина, "на опыт
Европы по части строительства небоскребов ориентироваться нельзя, так
как там климатические условия мягче, чем в России. Поэтому у нас
требования к строительству всегда были более высокие".
Действительно, зачастую российские первопроходцы в сфере высотного
строительства пытаются застраховаться от возможных неприятностей при
ЧП, просто ужесточив зарубежные требования. Например, в "Федерации"
нормы по пожарной безопасности ужесточены в два раза и составляют 4
часа, тогда как во всем мире это всего 2 часа. То есть в случае пожара
технические этажи в "Федерации" смогут сдерживать натиск огня в течение
4 часов. Стандартным набором технических характеристик, традиционных
для западных небоскребов, свои высотные объекты оснащают строительные
компании "Конти", "Капитал Груп", "Крост". В сфере противопожарной
безопасности это, в частности, противопожарный водопровод,
автоматическое спринклерное пожаротушение, система противодымной
вентиляции, голосовая система оповещения о пожаре, пожарная
сигнализация, система обнаружения, система тушения, эвакуационные
выходы, блокировка лифтов и т. д.
Пока единственный документ, слабо напоминающий регламент по части
высотного строительства, – это разработанные в столице "Временные нормы
и правила проектирования планировки и застройки участков и территории
высотных зданий-комплексов... в Москве". Данные нормы вступили в силу
27 сентября этого года. "Не могу сказать, что они прогрессивные и
отвечают требованиям – там масса неточностей, нестыковок, ошибок", –
заявил RBC daily Артур Александров. Между тем прогноз экспертов и
чиновников относительно дальнейшего развития ситуации пессимистичный.
"Лицензии на строительство упразднят, СНиПы для высоток необязательны
для выполнения, техрегламентов нет – это слишком серьезно и может иметь
самые плачевные последствия. В таких условиях высотное строительство
надо запретить", – считает Андрей Анохин. А источник в Департаменте по
строительству и ЖКХ сообщил, что уже в понедельник будет уволен ряд
сотрудников департамента, на смену которым придет новая команда
менеджеров. "Эта перестановка является следствием недавней смены главы
департамента", – считает источник. По его словам, "новые кадры, скорее
всего, не будут обладать тем запасом знаний в строительной отрасли и
опытом, который есть у нынешнего состава".
[РБК, 06 декабря 2005]